?

Log in

No account? Create an account
Всяческая суета
Сентябрь... 
3rd-Sep-2006 11:53 pm
akai
Я была училкой. Конечно, преподавателей в глаза так не кличут, но мы-то тоже не дураки. Знаем: как только отвернешься - тут тебе и смешки в спину, и рожи всякие невозможные, а если класс постарше - так и вовсе неприличности покажут. Фигу, например. И училкой будут звать. Никак иначе.

Диктант. Поворачиваюсь к классу спиной, не переставая монотонно читать про веселых мышей, трудолюбивых бобров, про зайцев - лесных барабанщиков, выбивающих дроби на звонких пнях... Закрываю книжку, поворачиваюсь к классу. Молодцы. Сидят, не болтают; не перекидываются легкомысленно записочками, не корчат друг другу рожи, не пытаются заглядывать к соседу. Мечта, а не класс. Вопросы есть? Нет. Никогда не бывает. Они все запоминают с первого раза. Собираю тетради в портфель, прощаюсь, иду к двери. За спиной остаются ученики: набитый опилками медведь, желтый львенок с потрепанной гривой, рыжая деревянная белка с полустершейся улыбкой и кукла, у которой заедает один глаз. Завтра я объявлю им результаты контрольной.

***

Я ненавижу эти минуты. Я ненавижу этот процесс. Я ненавижу эти слова.
- Кла-а-а-асс!.. В одну шеренгу-у-у-у... стано-о-о-вись!

Гул стихает, кружки и кучки распадаются на составляющие голоногие элементы, которые, шлепая кедами, несутся в разные стороны, чтобы через минуту образовать длинную сороконожку, замереть единым строем.
- По порядку... рассчи-и-и-и-тайсь!

Голова сороконожки - второгодник Баракин. Если у многоножки, разучившейся ходить, была такая же голова, я не удивляюсь случившемуся конфузу: Баракина, например, хватает только на три действия: крикнуть "дура", крикнуть "дурак" и промямлить "я дневник забыл". На физкультуре он расширяет свой лексикон, чтобы крикнуть "первый!"
Как искра по бикфордову шнуру помчались слова:
- Второй.. пятый... десятый... четырнадцатый...

В хвосте шеренги пыхтение, мышиная возня и тихая ругань. Двое толкаются, хватают друг друга за руки, оттаскивают в сторону, натужным шепотом выясняют отношения. Это я и Катька. Мы решаем сложную задачу: кто выше.
- Нет, Женечка, - Катька выговаривает это "Женечка" таким ядовитым тоном, что не остается сомнений - это попытка психологического воздействия. Нажим в голосе усиливается. - Я выше, так что ты последняя.
- Сама последняя! Посмотри - я выше тебя. Вот только не надо вставать на цыпочки, я все вижу.
- И ничего и не встаю. Просто стою. - Катька тянет вверх шею, и пытается незаметно встать на кончики пальцев. - Вот смотри - рукой мерит нас по головам.
- Вот какого я роста, - Катькина рука застывает на уровне верхней точки ее прически. Учитывая, что голова нахальной одноклассницы покрыта копной торчащих кудряшек, ладошка оказывается на десять сантиметров выше макушки.
- А вот какая ты, - ладонь резко пикирует и застывает на уровне моей переносицы. - Ты ниже!

Нас прерывает резкий окрик. Физрук узрел сбой в программе и собирается предпринять действия к исправлению ситуации. Партия проиграна. Я знаю, что он скажет. Катька тоже знает. Каждый раз одно и то же.

- Ким!!!
Катька довольно улыбается.
- Ким! В конец строя! - Физрук отворачивается, Катька показывает мне язык.

Каждый раз я надеюсь, что он назовет ее. Увы. - Валентину, питающему слабость к горячительным напиткам, легче вспомнить "Ким", чем "Смелкова".

***

Галина не переносит звяканья лезвий. Услышав этот тоненький бренчащий звук, она багровеет, резко оборачивается и впивается взглядом в наши лица. Подозрительно глядя в глаза учеников, она продвигается по рядам, напрягая слух, в надежде определить источник раздражения.
- Уберите лезвия в пеналы! - кричит она. - Зачем вам бритва на уроке?

Лезвие есть почти у каждого. Черная "Нева", блестящие "Gillett Rubie" и матовый "Спутник" - с их помощью мы стремимся привести карандаши к состоянию, близкому к идеальному.
Успокоившись, русичка возвращается к доске и приступает к объяснению очередного правила грамматики.

Нам скучно. Отвыкнув от занятий, мы отчаянно маемся на первых уроках нового учебного года. Моя подруга Оксанка достает линейку-транспортир и приступает к работе: на выдранном из тетради листе начинают подниматься к небу стены дома. Я достаю цветные карандаши - нашему дому нужны яркие занавески и клумба под окном.

Дзззень!..

Галина прыжком разворачивается на 180 градусов и устремляет на нас пронизывающий взгляд.
- Ага! Вот в чем дело! - Она выхватывает у моей подружки из рук алюминиевую линейку. - Вот откуда звук... А я думала - опять бритвами балуетесь. Положи! Положи и не трогай! - Она постепенно успокаивается, но еще раздраженно бухтит.

Мы с Оксанкой грустим - остались бездомными. Ксюха успела нарисовать только одну стену.

В соседнем ряду троечница Пономарева ехидно улыбается и прячет в карман лезвие на нитке. Не любит она Галину...

© tobico
tobico.livejournal.com
Comments 
3rd-Sep-2006 07:58 pm (UTC)
А ведь в этом году у меня была мысль пойти в школу учителем истории. Прошедшие педпрактику ребята на курс старше правда пугали 9ми классами. Звери иол, в переходном возрасте.
"А теперь детки, я расскажу вам, как все было на самом деле"
3rd-Sep-2006 08:08 pm (UTC)
:)
в свое время я поработала учителем в школе и преподавателем в военно-спортивном клубе юных десантников.
с первоклашками сложнее - мозгов еще мало.

с ребятами из секции мне было легче. я их называла моими детьми.
однажды меня спросили - а сколько лет твои детям? - по четырнажцать-пятнадцать.
друзья схватились за голову. - а что ты будешь делать, если они слушаться не будут?
- не знаю, - честно отвечаю. - мне такая мысль как-то в голову не приходила... :))))

я по ним скучаю.
3rd-Sep-2006 08:39 pm (UTC)
Я вообще занимался обучением на курсах операторов ЭВМ.
Обучал 30-45 летних тёток тыкать на клавиши и отучал от паьянса...

Ужас. Больше никогда не буду учителем! %-/
3rd-Sep-2006 08:46 pm (UTC)
:)))
да, обучать компутерной грамотности - вещь неблагодарная.
3rd-Sep-2006 08:43 pm (UTC)
я никогда не работала с малышами, боюсь - слишком много ответственности, а вот со студентами просто... пока проблем не было, хотя бывало, что 80% группы старше меня:)

я тоже сталкивалась с ситуацией "возня в конце сороконожки", только у нас было наоборот - кто будет идти последним, т.к. последнюю обычно отправляли в учительскую за журналом и можно было ходить минут 15
3rd-Sep-2006 08:48 pm (UTC)
:)) в учительскую за журналом у нас отправляли любимчиков. :)
а насчет студентов постарше и старшеклассников - это как в фильме "москва слезам не верит", когда катерина объясняла подругам, почему ей просто управлять: сначала тремя научись руководить, тогда и тремя тыщами сможешь.
:))
3rd-Sep-2006 08:53 pm (UTC)
Ыыыы...
Какой своевременный пост...
Только комьев в горле поприбавилось.
Меня тут обрадовали: класс, говорят, хороший будет... Опытный. Там учится И., так она уже пятый год в этом классе сидит!(!!!)
Я в шоке.
3rd-Sep-2006 09:28 pm (UTC)
:))) действительно опытный :)))
3rd-Sep-2006 09:06 pm (UTC)
как-то вел я урок у оч непослушного 8-го класса..
особенно выпендривался один мальчик, которого я, не выдержав, выставил за дверь.
следующий хулиган был взят аккуратно за ухо и отведен за другую парту, где никто не сидел. когда я довел его до места и отпустил его ухо, мальчик начал садиться и промахнулся мимо стула...
через день я писал несколько объяснительных, почему ребенок на уроке биологии получил сотрясение мозга...
больше я ничего не вел. и не хочу)
3rd-Sep-2006 09:29 pm (UTC)
иногда это прикольно. ну а если с таким классом, как в первом абзаце рассказа, то вообще без проблем :)))
3rd-Sep-2006 09:49 pm (UTC)
Актуально.
Я всегда не мог терпеть физкультуру). Я ощущал себя там стадным животным. И как мог прогуливал)). Еле от тройки в аттестате по физре отмазали, но тут спасибо директору и учительнице информатики - они провели беседу с физручкой)). Кстати, безвозмездно все было и без вмешательства родителей (вообще, вмешательства родителей не было никогда вообще, и правильно:)).

Заметил, что у твоих креативов всегда есть некоторая черта - читается не сказать чтобы легко, но после прочтения впечатления и ощущения весьма и весьма интересные. И не жалеешь потерянного на текст времени. Молодец, короче, пиши еще)).
4th-Sep-2006 08:08 am (UTC)
:)
с физрой у меня все же отношения были лучше, чем с информатикой. я никак не могла освоить фокал, на котором мы программировали.
3rd-Sep-2006 10:13 pm (UTC)
обалдеть.
если когда-нибудь ты издашь книгу, я её куплю.
не скачаю в интернете, а именно куплю.
и попрошу у тебя автограф.
4th-Sep-2006 01:24 am (UTC)
и я тоже... аж две! =)
4th-Sep-2006 12:33 am (UTC)
Кто-нибудь. Когда-нибудь. Видел вменяемую русичку?
4th-Sep-2006 09:26 am (UTC)
я видел. и у нее были тААкие ноги!!!
4th-Sep-2006 01:27 am (UTC)
работал и с малышами и с старшими!
могу сказать что тут главное уважение и заинтересованость! а остальное доходящее! можно скучный урок по русскому сделать захватывающим, и интересный, сам по себе, урок по физике, информатике или биологии ужастно скучным! =/
жаль мало хороших учителей в етом мире!!!
4th-Sep-2006 11:57 am (UTC)
пару лет назад участвовала в корпоративном семинаре. четырехчасовой блок "санитария", считавшийся самым чудовищным по скучности, нудности и всем другим эпитетам, прошел на едином дыхании, как блокбастер. надо было видеть преподавателя. это было что-то! народ делал фотографии и видеоролики фотоаппаратами и телефонами.

самое главное - она не стремилась к этому нарочно. просто у дамы оказалась такая манера общения. мы вспоминали ее долго.
4th-Sep-2006 05:44 am (UTC)
А я, несмотря на свой невысокий рост (почти всчегда я был самым низким парнем в классе) стоял в самом начале шеренги... так повелось с 1го класса...
4th-Sep-2006 11:58 am (UTC)
мне тоже довелось побегать впереди строя. правда, уже в лагере. я была флажконосцем :)))
4th-Sep-2006 05:46 am (UTC)
Со школьниками как-то не довелось, а вот со студентами - было дело...
На 5 курсе меня попросили прочитать второкурсникам лекцию по уголовному праву. Целых 2 пары аж! ...Это было ужасно. Слушали меня, наверное, первы две секунды (когда я, собственно, представлялась и, когда объясняла, что их преподавателя (действующего адвоката) срочно куда-то вызвали )...остальные 3 часа мои "коллеги", в большинстве своем девочки, неприлично рассматривали меня с ног до головы, при этом внаглую перешептываясь. Мальчики пытались любым способом обратить на себя внимание: подмигивали, подсвистывали, переспрашивали...Ни те, ни другие, посути, не врубились даже в треть, данного мной материала, а под конец, ну просто обнаглели, и стали задавать вопросы не в тему вообще!
Так что, с полной уверенностью могу заявить...неблагодарное это дело :)
4th-Sep-2006 12:49 pm (UTC)
надо было чаще поворачиваться тылом - к доске там, за пособиями нагнуться. тогда внимание было полным. :)))
4th-Sep-2006 09:24 am (UTC)
мдя... а я не только учительствовал, я еще и директорствовал, вот здорово было! ;)
4th-Sep-2006 12:49 pm (UTC)
это когда же тебя угораздило???
4th-Sep-2006 01:35 pm (UTC)
А я в свое время еще будучи школьницей (11 класс) заменяла уроки информатики у младших параллелей. нравилось безумно, чувствовала себя такой взрослой и ответственной. Думала потом еще попреподавать годиков пару, но как-то не сложилось... посмотрим, может еще когда-нибудь и получится :) кстати, удивило количество комментов о том, что люди преподавали... не ожидала что многие пытались прочувствовать всю прелесть работы с учащимися на своей шкуре. ))
А физ-ру я всегда безумно не любила... хотя не знаю почему.
Послндняя история наиболее понравилась... она какая-то наиболее теплая и душевная, что ли... почему-то очень живо представились дети, пытающиеся рисовать на уроке цветными карандашами... :)
5th-Sep-2006 09:58 am (UTC)
мы много чего на уроках делали :))))
4th-Sep-2006 03:58 pm (UTC)
пиши Тобико! пиши! я зделаю в последствии електронную версию твоей книги! еси не увидем печатную! =))))
5th-Sep-2006 09:55 am (UTC)
договорились :)
4th-Sep-2006 07:08 pm (UTC)
очень знакома борьба за предпоследнее место в шеренге на уроках физ-ры! :) но однажды моя соперница подросла за лето на целых 5 см! хыыы! зато я научилась громко кричать: "расчет окончен!" а потом поступила в педунивер и стала логопедом:)))
теперь умею смотреть на учительство с разных сторон.
5th-Sep-2006 09:57 am (UTC)
:)))

моя подруга, с которой мы всегда раньше стояли вместе, в четвертом классе выросла примерно так же и ушла в начало шеренги. я на нее тогда страшно обиделась.
правда, в старших классах мы уже вместе стояли в хвосте шеренги :)))
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded Nov 19th 2017, 8:37 am GMT.